Процедура и порядок декларирования безопасности гидротехнических сооружений

Наиболее распространенная сложность при декларировании безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) заключается в нарушения порядка и последовательности, которые регламентированы достаточно большой номенклатурой нормативно-правовых актов. Для организаций, эксплуатирующих ГТС и организаций, разрабатывающих декларации безопасности ГТС экспертами ООО «ГИПЭксперт» подготовлен материал, описывающий процедуру и последовательность декларирования.

1. Обследование ГТС, сбор исходных данных и анализ проектной документации.

2. Разработка и согласование Расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

«Расчетом вероятного вреда» определяется:
   необходимость декларирования ГТС;
   характер возможной чрезвычайной ситуации;
   размер необходимого страхования.
В составе «Расчета вероятного вреда» в обязательном порядке должны присутствовать расчеты гидродинамических аварий по наиболее опасному и наиболее вероятному сценариям.
В каждом субъекте РФ определены определенные собственные органы исполнительной власти, участвующие в согласовании.

3. Страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС и создание запаса собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 23.06.1997 №117-ФЗ финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника ГТС или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

4. Организация и проведение преддекларационного обследования ГТС с составлением акта.

Для проведения преддекларационного обследования ГТС создается комиссия под председательством руководителя организации - собственника или эксплуатирующей организации, в которую включаются: представители Ростехнадзора, МЧС России, проектной организации, специализированных научных организаций, включая экспертные центры, определенные для проведения государственной экспертизы Деклараций.

5. Разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС.

6. Разработка (уточнение), согласование и утверждение:

- паспорта безопасности опасного объекта;
- плана действий работников эксплуатирующей организации по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций и плана ликвидации аварий;
- плана-графика проведения профессиональной и противоаварийной подготовки персонала.

Согласно п. 12 Приказа МЧС России от 04.11.2004 №506 расчетно-пояснительная записка (РПЗ) не требуется при наличии декларации безопасности (комментарий ГИПЭксперт: при отсутствии декларации безопасности в качестве РПЗ можно обоснованно использовать согласованный «Расчет вероятного вреда»).
«План ликвидации аварий» и «План действий по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС» это разные документы. Последний разрабатывается на основании ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ и ПП РФ от 30.12.2003 №794.

7. Организация получения заключения МЧС России о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.

Выдаче заключения предшествует проведение тактико-специального учения (ТСУ), которое возможно провести в день проведения преддекларационного обследования.

8. Разработка (составление) Декларации безопасности ГТС, включая:

- подготовку сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- графических материалов.

В состав разработчиков включается собственник и (или) эксплуатирующая организация (п. 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 №1303).

9. Организация проведение экспертизы декларации безопасности ГТС.

Перечень экспертных центров для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС представлен на официальном сайте Ростехнадзора.

10. Утверждение декларации безопасности ГТС в соответствующем подразделении Ростехнадзора.

Декларации безопасности ГТС I и II классов направляются для утверждения в центральный аппарат Ростехнадзора, а III и IV - в территориальные органы Ростехнадзора.

11. Получение (переоформление) разрешения на эксплуатацию ГТС.

Заявление на получение (переоформление) разрешения на эксплуатацию ГТС I и II классов направляются в центральный аппарат Ростехнадзора, а III и IV - в территориальные органы Ростехнадзора.

 

В виду огромного количества специфических особенностей, все моменты и случаи невозможно описать в рамках одной статьи. При необходимости Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией в пределах нашей компетенции. Это бесплатно!

Автор: Оксана Анатольевна Попова

+7 (499) 391 88 80
info@gipexpert.ru