Процедура и порядок декларирования безопасности гидротехнических сооружений

Наиболее распространенная сложность при декларировании безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) заключается в нарушения порядка и последовательности, которые регламентированы достаточно большой номенклатурой нормативно-правовых актов. Для организаций, эксплуатирующих ГТС и организаций, разрабатывающих декларации безопасности ГТС экспертами ООО «ГИПЭксперт» подготовлен материал, описывающий процедуру и последовательность декларирования.

1. Обследование ГТС, сбор исходных данных и анализ проектной документации.

2. Разработка и согласование Расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (далее - «Расчета вероятного вреда»).

«Расчетом вероятного вреда» определяется:
   необходимость декларирования ГТС;
   характер возможной чрезвычайной ситуации;
   размер необходимого страхования.
В составе «Расчета вероятного вреда» в обязательном порядке должны присутствовать расчеты гидродинамических аварий по наиболее опасному и наиболее вероятному сценариям.
В каждом субъекте РФ определены определенные собственные органы исполнительной власти, участвующие в согласовании.
С 01.09.2024 в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений включено «согласование вероятного вреда в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если вероятный вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».

3. Страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС и создание запаса собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 23.06.1997 №117-ФЗ финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника ГТС или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

4. Организация и проведение регулярного (ранее – преддекларационного) обследования ГТС с составлением акта.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Методическим рекомендациям о порядке осуществления регулярных обследований гидротехнических сооружений, утвержденным 19.03.2021 заместителем Министра МЧС России П.Ф. Барышевым, территориальный орган МЧС России, в ходе участия в регулярном обследовании, оценивает готовность эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.

5. Разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС и пояснительной записки к ним.

6. Разработка (уточнение), согласование и утверждение:

- паспорта безопасности потенциально опасного объекта (для ГТС I и II классов ответственности);
- плана действий работников эксплуатирующей организации по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций;
- плана ликвидации аварий;
- плана-графика проведения профессиональной и противоаварийной подготовки персонала.

«План ликвидации аварий» и «План действий по предупреждению, локализации и ликвидации ЧС» это разные документы. Последний разрабатывается на основании Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.

7. Разработка (составление) Декларации безопасности ГТС, включая:

- подготовку сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- графических материалов.

В состав разработчиков включается собственник и (или) эксплуатирующая организация (п. 2 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892).

8. Организация проведение экспертизы декларации безопасности ГТС.

Перечень экспертных центров для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС представлен на официальном сайте Ростехнадзора.

9. Утверждение декларации безопасности ГТС в соответствующем подразделении Ростехнадзора.

Декларации безопасности ГТС I и II классов опасности (чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности), а также ГТС, ограждающих хранилища жидких отходов I, II и III классов опасности направляются для утверждения в центральный аппарат Ростехнадзора, остальные – в территориальные органы Ростехнадзора.

С 01.09.2023 получение (переоформление) разрешения на эксплуатацию ГТС не требуется.

 

В виду огромного количества специфических особенностей, все моменты и случаи невозможно описать в рамках одной статьи. При необходимости Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией в пределах нашей компетенции. Это бесплатно!

Автор: Оксана Анатольевна Попова

+7 (499) 391 88 80
info@gipexpert.ru