Процедура и порядок декларирования безопасности гидротехнических сооружений
Наиболее распространенная сложность при декларировании безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) заключается в нарушения порядка и последовательности, которые регламентированы достаточно большой номенклатурой нормативно-правовых актов. Для организаций, эксплуатирующих ГТС и организаций, разрабатывающих декларации безопасности ГТС экспертами ООО «ГИПЭксперт» подготовлен материал, описывающий процедуру и последовательность декларирования.
1. Обследование ГТС, сбор исходных данных и анализ проектной документации.
2. Разработка и согласование Расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС (далее - «Расчета вероятного вреда»).
«Расчетом вероятного вреда» определяется: необходимость декларирования ГТС; характер возможной чрезвычайной ситуации; размер необходимого страхования.В составе «Расчета вероятного вреда» в обязательном порядке должны присутствовать расчеты гидродинамических аварий по наиболее опасному и наиболее вероятному сценариям.В каждом субъекте РФ определены определенные собственные органы исполнительной власти, участвующие в согласовании.С 01.09.2024 в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений включено «согласование вероятного вреда в части правильности определения величин, составляющих вероятный вред при аварии гидротехнического сооружения, в случае, если вероятный вред может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации».3. Страхование риска гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС и создание запаса собственных финансовых средств.
В соответствии со ст. 17 Федерального Закона от 23.06.1997 №117-ФЗ финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника ГТС или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.4. Организация и проведение регулярного (ранее – преддекларационного) обследования ГТС с составлением акта.
Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.Согласно Методическим рекомендациям о порядке осуществления регулярных обследований гидротехнических сооружений, утвержденным 19.03.2021 заместителем Министра МЧС России П.Ф. Барышевым, территориальный орган МЧС России, в ходе участия в регулярном обследовании, оценивает готовность эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.5. Разработка (уточнение) критериев безопасности ГТС и пояснительной записки к ним.
6. Разработка (уточнение), согласование и утверждение:
- паспорта безопасности потенциально опасного объекта (для ГТС I и II классов ответственности);
- плана действий работников эксплуатирующей организации по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций;
- плана ликвидации аварий;
- плана-графика проведения профессиональной и противоаварийной подготовки персонала.
7. Разработка (составление) Декларации безопасности ГТС, включая:
- подготовку сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- графических материалов.
8. Организация проведение экспертизы декларации безопасности ГТС.
Перечень экспертных центров для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС представлен на официальном сайте Ростехнадзора.9. Утверждение декларации безопасности ГТС в соответствующем подразделении Ростехнадзора.
Декларации безопасности ГТС I и II классов опасности (чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности), а также ГТС, ограждающих хранилища жидких отходов I, II и III классов опасности направляются для утверждения в центральный аппарат Ростехнадзора, остальные – в территориальные органы Ростехнадзора.С 01.09.2023 получение (переоформление) разрешения на эксплуатацию ГТС не требуется.
В виду огромного количества специфических особенностей, все моменты и случаи невозможно описать в рамках одной статьи. При необходимости Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией в пределах нашей компетенции. Это бесплатно!
Автор: Оксана Анатольевна Попова