Критерии безопасности ГТС

Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Предельные значения количественных и качественных показателей состояния ГТС и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии ГТС (критерии безопасности) устанавливаются при разработке соответствующей проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 59873-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Гидроэлектростанции. Методика определения критериев безопасности для декларируемых гидротехнических сооружений».

В соответствии с СП 58.13330.2019 «Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003» в составе проектной документации гидротехнических сооружений следует разрабатывать раздел, посвящённый натурным наблюдениям за работой сооружений и их состоянием в процессе строительства, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, который должен включать критерии безопасности ГТС.

При составлении собственником и (или) эксплуатирующей организацией декларации безопасности ГТС в соответствии с «Формой декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утверждённой приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 509, одним из обязательных приложений к ней являются критерии безопасности ГТС и пояснительная записка к ним, содержащая обоснование выбора диагностических показателей состояния ГТС из состава контролируемых показателей состояния ГТС по результатам анализа данных натурных наблюдений и оценки состояния ГТС расчетными методами за междекларационный период.

В целом, при установлении критериев безопасности ГТС необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС и нормативными требованиями, направленными на обеспечение безопасности ГТС.

Возможно использование отдельных положений рекомендаций по проверке критериев безопасности ГТС объектов энергетики (перечень контролируемых показателей внешних воздействий и технического состояния сооружений и оборудования; виды наблюдений за состоянием ГТС и периодичность таких наблюдений; методические подходы определения критериальных значений контролируемых показателей состояния ГТС; сведениям о применяемом оборудовании, приборах и аппаратуре для измерений контролируемых показателей), утверждённых приказом Ростехнадзора от 24.01.2013 № 25.

Установление критериев безопасности ГТС является основополагающим фактором обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Оценку технического состояния по каждому из диагностических показателей следует выполнять с использованием их критериальных значений первого уровня - K1 (предупреждающий) и второго уровня - K2 (предельный):

K1 - первый (предупреждающий) уровень критериальных значений диагностического показателя, при достижении которого состояние системы «сооружение-основание» остается работоспособным и еще соответствует проектной документации и условиям нормальной эксплуатации;

K2 - второй (предельный) уровень критериальных значений диагностического показателя, при превышении которого состояние ГТС становится неработоспособным. Дальнейшая эксплуатация ГТС в проектном режиме без разрешения соответствующего органа государственного надзора запрещена.

Для эксплуатируемых ГТС, в зависимости от соотношения фактических значений диагностических показателей и определенных для них критериев безопасности, надлежит устанавливать следующие категории технического состояния:

работоспособное состояние, при котором значения всех диагностических показателей состояния ГТС не превышают своих критериальных значений K1;

частично работоспособное состояние, при котором значение хотя бы одного из диагностических показателей состояния ГТС превысило его критериальное значение K1 при данном сочетании нагрузок или внешних воздействий, но еще не достигло критериального значения K2; в этом состоянии ГТС может эксплуатироваться в течение ограниченного времени, необходимого для устранения причин выхода данного показателя состояния ГТС за пределы установленного для него значения K1, либо с ограничением проектных режимов эксплуатации;

неработоспособное состояние, при котором значение хотя бы одного из диагностических показателей состояния ГТС превысило его критериальное значение K2; в этом случае эксплуатация ГТС в проектном режиме является недопустимой.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации (ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Цена разработки Критериев безопасности ГТС: от 50 000 руб. в зависимости от специфики объекта.

Сроки выполнения: от 20 дней.

 

 

+7 (499) 391 88 80
info@gipexpert.ru