Заключение МЧС России о готовности эксплуатирующей ГТС организации

Подготовка и выдача заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Заместителем Министра МЧС России генерал-лейтенантом В.В. Степановым 23.07.2014 №2-4-87-13-14.

Для реализации мероприятий по выдаче Заключений создается комиссия по выдаче заключений о готовности организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС (далее - Комиссия), персональный состав которой определяется приказом территориального органа МЧС России.

Председателем Комиссии назначается заместитель начальника территориального органа МЧС России, курирующий вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К участию в работе комиссии привлекаются соответствующие специалисты по согласованию с собственниками или эксплуатирующими организациями (далее - декларанты).

Мероприятия по подготовке к выдаче Заключения включают:

  • рассмотрение возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций, установление ущерба, который может быть нанесен в случае аварии ГТС, и определение характера возможных чрезвычайных ситуаций при аварии ГТС;
  • рассмотрение документов, характеризующих степень готовности организации, эксплуатирующей ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;
  • участие представителей МЧС России и привлекаемых экспертов в преддекларационном обследовании ГТС;
  • проведение учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.

При положительном результате учения по проведению оценки готовности организаций, эксплуатирующих ГТС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС срок выдачи Заключения не должен превышать двух недель.

Возможные сценарии развития чрезвычайных ситуаций, размер ущерба, который может быть нанесен в случае аварии ГТС, и характер возможных чрезвычайных ситуаций при аварии ГТС отражается в «Расчете размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС».

Определение размера вреда, по утвержденным методикам:

  • для судоходных гидротехнических сооружений: Приказ МЧС России и Минтранса России от 02.10.2007 №528/143 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений»;
  • для не судоходных гидротехнических сооружений: Приказ Ростехнадзора от 29.03.2016 №120 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».

При рассмотрении документов и материалов, характеризующих степень готовности организации, Комиссия оценивает:

  • выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территории, которая может оказаться в зоне затопления (подтопления) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • организацию работы по прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • организацию взаимодействия с соответствующими территориальными и функциональными подсистемами РСЧС и их звеньями;
  • полноту реализации мероприятий, предусмотренных Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • оценку риска аварий ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • результаты реализации комплекса мер, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, в том числе предусмотренных актами расследования причин имевших место чрезвычайных ситуаций;
  • укомплектованность и квалификацию персонала;
  • природные нагрузки по каждому из опасных природных воздействий, которые могут привести к возникновению и развитию чрезвычайных ситуаций, с учетом их периодичности и интенсивности воздействия на объект и решение вопросов обеспечения защищенности объекта от опасных природных процессов и явлений;
  • класс опасности отходов, попадающих в зону возможного затопления (в зоны затопления при возникновении чрезвычайных ситуаций на ГТС);
  • резервы материальных и финансовых средств, предусмотренных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • мероприятия по обеспечению готовности технических средств, исключающих распространение опасных отходов, а также технических систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • устойчивость функционирования систем и средств управления производственным процессом в условиях чрезвычайной ситуации;
  • реализацию мероприятий по созданию мест размещения резервных источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, а также систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при возникновении чрезвычайной ситуации, а также проведение аварийно-восстановительных и спасательных работ;
  • обеспечение беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, а также ввод и передвижение по территории сил и средств, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для оценки достаточности мер по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайной ситуации в случае аварии на ГТС Комиссия рассматривает материалы, характеризующие полноту проработки вопросов:

  • отработки совместных действий в рамках РСЧС по защите населения и территорий при чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС;
  • выполнения ранее принятых решений МЧС России и его территориальных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности ГТС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности принимаемых и запланированных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • определения границ зон возможного затопления и размеров зон действия вторичных поражающих факторов;
  • определения возможного количества пострадавших, в том числе погибших, а также населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;
  • обеспечения защиты персонала и населения от катастрофического затопления;
  • состояния и обеспечения готовности к использованию систем оповещения персонала и населения (ОСО, ЛСО);
  • оценки величины возможного ущерба физических и юридических лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • страхования гражданской ответственности в установленном порядке за причинение вреда в случае аварии ГТС и за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам при возникновении чрезвычайной ситуации в случае возможной аварии на ГТС.

С целью оценки готовности руководителей и персонала ГТС, а также обслуживающих ГТС поисково-спасательных формирований к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае возможных аварий ГТС проводится учение.

Тема учений, проводимых для оценки готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии ГТС, определяется по результатам рассмотрения возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций территориальными органами МЧС России.

По результатам учения территориальными органами МЧС России оформляется отчет о результатах проведения учения (далее - отчет), который является приложением к Заключению.

Положительное Заключение выдается после устранения замечаний, указанных в отчете.

По результатам учения Комиссия выставляет оценку: «Организация к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории в случае аварии гидротехнических сооружений готова (или не готова), органы управления, силы и средства организации с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении справились (или не справились)».

В случае получения неудовлетворительной оценки (не готова, не справились) по результатам учения декларантом планируется повторное проведение учения в согласованные с территориальным органом МЧС России сроки.

Выдачу Заключений в зависимости от характера возможных чрезвычайных ситуаций в случае аварии ГТС осуществляют:

  • Департамент гражданской защиты МЧС России для ГТС в случае возможной чрезвычайной ситуации федерального характера, зона которой выходит за пределы территории федерального округа;
  • региональные центры МЧС России, главные управления МЧС России по г. Москве, по г. Севастополь, по Республике Крым для ГТС в случае возможной чрезвычайной ситуации федерального характера, зона которой не выходит за пределы территорий федерального округа, а также для ГТС в случае возможных чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера;
    По решению региональных центров МЧС России организация мероприятий по подготовке и выдаче Заключений для ГТС в случае возможных чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера осуществляется главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.
    Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации направляют в региональные центры МЧС России три экземпляра проекта Заключения с оригиналами подписей членов Комиссии и привлекаемых экспертов, а также прилагаемый отчет по результатам учения, который утверждается председателем Комиссии.
  •  главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации для ГТС в остальных случаях.

В случае если авария на ГТС (по результатам материалов, представленных организацией, эксплуатирующей ГТС) может привести к чрезвычайным ситуациям с серьезными последствиями, то проведение учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС осуществляется под руководством начальника регионального центра МЧС России, начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации с привлечением председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Заключение должно содержать обоснованные выводы о готовности или неготовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о достаточности или недостаточности принимаемых и спланированных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случае возможной аварии ГТС.

Срок действия Заключения определяется сроком действия декларации безопасности ГТС.

Нормативно-техническое регулирование:

Федеральный закон от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 №986 «О классификации гидротехнических сооружений»;

Приказ Ростехнадзора от 02.07.2012 №377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)»;

Приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 №625 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности».

Автор: Константин Сергеевич Попов

+7 (499) 391 88 80
info@gipexpert.ru